Проектирование

Эстетические требования к внешнему виду ЖК: что сегодня получают покупатели

16 апреля4 минут
Эстетические требования к внешнему виду ЖК: что сегодня получают покупатели
  • Игорь Яковлев-Озмидов

    Ведущий архитектор

Исторический контекст

Еще лет 20 назад в России внешний вид дома был одним из самых незначительных факторов, влияющим на принятие решения о покупке жилья. Основные требования, которые предъявлялись к застройщикам, касались стоимости, района, площади и планировки квартиры. Типовые многоквартирные дома в девяностые-нулевые несли не себе тяжелый отпечаток «эпохи развитого социализма» СССР. В этот период к большинству создаваемых в стране жилых зданий предъявлялось одно ключевое требование — максимально эффективно выполнить план по созданию квадратных метров. Уникальность и выразительность фасадов были далеко не в приоритете при разработке проектов. Восстановление после страшной войны, плановая экономика, острая гонка вооружений и заданный партией курс на развитие народного хозяйства, в целом, не оставляли места для архитектурных излишеств.

Инерция этой ситуации по объективным причинам была очень велика. Еще долгое время в молодой стране, по бывшим полям вокруг крупных городов, стройно вышагивали произведения домостроительных комбинатов. Большинство из них представляли собой типичные образцы ушедшей эпохи модернизма в мировой архитектуре.

Стоит отметить, что не только наша страна испытывала проблемы с подобными жилыми домами. Одним из самых ярких примеров провальных архитектурных проектов стал Пруитт-Айгоу, жилой комплекс существовавший с 1954 по 1974 года в городе Сент-Луисе штата Миссури, США. Амбициозный проект в итоге превратился в криминальное гетто и был снесен. 

Возникновение конкурентного рынка недвижимости привело к тому,  что застройщик обязан гибко подстраиваться под запросы покупателей. Девелоперы предлагают потенциальным клиентам не просто метраж, а образ жизни, предполагающий не только комфортное обустройство жилья, но и внешнюю эстетику дома.

Фасады и обустройство дворов 

Всем очевидно, что внешний вид дома имеет большое влияние на состояние человека который в нем живет. “Депрессия спальных районов” осознавалась во многих странах как большая проблема, в России она стояла особенно остро. Хорошая архитектура обязана выходить за рамки простого утилитаризма. Это то, что создает чувство комфорта. То, что влияет на наше состояние каждый день.

Первые попытки изменить внешний вид типовых новостроек коснулись фасадов. Некоторые застройщики начали проводить смелые эксперименты с цветовой гаммой зданий. Яркие, нестандартно окрашенные многоэтажки безусловно выделялись среди своих унылых «собратьев» и привлекали внимание покупателей, которым невольно пришлось заинтересоваться наружностью будущего жилья. К тому же, опыты с расцветкой были самым простым и не очень затратным способом придать индивидуальность постройке. В результате таких опытов, визуальная составляющая ЖК стала одним из факторов, определяющим конкурентное преимущество на рынке недвижимости.

 

Постепенно простое окрашивание зданий уступило место другим более интересным решениям отделки фасадов. Стремясь привлечь внимание клиентов, застройщики применяли для визуального оформления различные виды современных материалов, экспериментировали с цветовыми комбинациями, входными группами и архитектурной отделкой. Со временем визуальный облик ЖК во всех сегментах рынка трансформировался и приобрел индивидуальные черты.

 

Не остались без изменений и требования покупателей. Люди начали все больше ценить комфорт и благоустройство придомовых территорий. Сегодня закрытые, полностью обустроенные дворы с озеленением стали нормой практически для всех жилищных комплексов. Запрос на озеленение сохраняет особенную актуальность для жителей мегаполисов, которые устали от каменных джунглей и получают от застройщика собственный зеленый уголок рядом с домом. 

 

Кроме красиво оформленных фасадов и экологичной зеленой среды, покупатели жилья в современных ЖК обращают внимание на уровень комфорта двора, который сегодня по умолчанию должен быть оборудован детскими площадками, зонами для занятий спортом, удобными парковками и иметь хорошо развитую внутреннюю инфраструктуру с магазинами, салонами красоты, кофейнями и т.д.  

 

Некоторые девелоперы шагнули еще дальше, предлагая жильцам обустроенные на территории ЖК настоящие мини-парки с ландшафтным дизайном, многоуровневым освещением, водоемами, фонтанами, скульптурными группами и прогулочными зонами. И как показывает практика, такие вложения в благоустройство приносят неплохие дивиденды, полностью окупающие финансовые затраты, и дающие ряд преимуществ перед конкурентами на рынке.

Образ будущего

В будущем, возможно, жилая среда будет не просто дарить людям чувство комфорта, но и помогать им становиться лучше, вырабатывать правильные привычки, развивать хороший вкус. А эстетика, архитектурные решения фасадов, смогут адаптироваться под желания людей, опираясь, например, на результаты интерактивного голосования жильцов дома о том, каким они хотят его видеть в следующем году.

А мы в Самолет будем делать все чтобы оставаться в авангарде этих изменений.


 

АЛЕНА ФЕДОТОВА: Введение в информационное моделирование в строительстве